Беседы на пороге взрослой жизни


О выпускниках детских домов в обществе сложилось много нелестных  стереотипов. Бытует мнение, будто они озлобленны, совершенно не приспособлены к жизни, и свое будущее видят не иначе как в криминальном мире. В это раз мы познакомимся с парнями из Барышевского детского дома, которые своим примером опровергают эти распространённые мифы. 

Своими мыслями с читателями нашего журнала поделились: Степан Николаев, Алексей Тетерин, Алексей Константинов и Александр Шемелев.   

- Уже совсем скоро вы попадете  во взрослую, самостоятельную жизнь. Расскажите, с какими мыслями и чувствами вы покидаете детский дом?
 
Степан Н.: Мне охота, конечно, во взрослую жизнь, но я немного и  страх чувствую. Все равно не известно ведь что дальше будет. Живу в детском доме второй год. Мне здесь нравится. Тут много друзей, постоянно общаюсь со сверстниками. Как-то грустно уходить.
Алексей Т.: Я здесь всего пару месяцев. До этого жил в приемной семье. Приемные родители мне многое запрещали, никуда не отпускали. Последней каплей стала ситуация, когда мне не разрешили пойти на свадьбу моей сестры. Тогда я сильно разозлился, пришел в детский дом и попросил, чтобы меня оформили сюда по собственному желанию. Первые дни мне тут тяжеловато было, никого не знал. Даже спать было как-то не по себе. Чужие люди вокруг, незнакомая обстановка. Но постепенно влился в коллектив. Теперь я здесь привык уже. Со всеми нормально общаюсь. Не знаю, хочу уходить отсюда, или нет.
Алексей К.: Я рад выпуску. Уже 12 лет здесь прожил. Мне кажется, что пришло время сматывать. Вот выпущусь, поступлю, заселюсь в общежитие. Думаю, что в общаге мне будет легче, чем «домашним» ребятам. Я умею жить в таких условиях, знаю как себя нужно вести, как с людьми общаться.
Александр Ш.: Я прожил в детском доме 6 лет. Сейчас живу в приемной семье, но сюда часто приезжаю в гости. Меня почему-то тянет в детский дом. Тут у меня все друзья. Когда нам с братом предложили пойти жить в приемную семью, я сначала отказался. А потом подумал: вот выпущусь я, уеду. А младший брат здесь один останется. Тогда принял решение пойти в семью. Брат в семье как-то сразу там адаптировался. А мне вначале  сложнее пришлось, чем ему. Я старше, у меня свой характер, свои привычки. Сейчас я уже тоже хорошо чувствую себя в приемной семье. А первое время было ощущение, что меня заботой практически «душат»: все делают за меня, все решают за меня. Начались скандалы из-за того что меня домой загоняли уже в семь вечера. Даже в детском доме старших до половины десятого отпускают, а младших до девяти! Но в любом случае, если сравнивать жизнь в приемной семье и в детском доме, я считаю, что приемная семья – лучше. Если бы сейчас у меня спросили, где я хочу жить, я однозначно выбрал бы семью. Родители всегда подскажут, поймут и помогут. К тому же мне еще свою семью строить. У меня есть пример перед глазами. Раньше мне казалось, что родители забрали у меня всю свободу, а со временем понял, что они все делали правильно. Думаю, благодаря их запретам я не стал таким же, как и мои одноклассники. Я сюда часто приезжаю, потому что у меня нет друзей за пределами детского дома. Большинство «домашних» детей всегда рады тебя подставить, грязью облить, на посмешище выставить… Они от этого удовольствие получают. Поднимают себя за счет того, что опускают других. 

- Александр затронул очень важную тему взаимоотношений «домашних» детей и ребят из детского дома. Расскажите, еще у кого-нибудь из вас в жизни бывали случаи, когда люди относились к вам не очень хорошо только по той причине, что вы – воспитанники детского дома?
Степан Н.: Да часто такие ситуации бывают. Особенно в лагере. Как только увидят нас – сразу паника начинается: «Прячьте всё ценное, детский дом приехал»! Неприятно, конечно, от этого. В прошлом году, например, был случай. Приехали в лагерь, нас поселили в комнату, в которой уже разместились домашние дети. Мы оставили свои вещи и пошли знакомиться с вожатыми. Когда вернулись – увидели, что «домашние» ребята просто забрали свои вещи, кровати и переехали в другие комнаты. Как потом нам передали, они сказали: «Мы жить с детдомовцами не собираемся».
Александр Ш.: Ну серьезно, почему-то у тех детей, которые выросли в кровных семьях при виде нас первая мысль: «Это приехали воры, надо все ныкать». Что к чему то? Тоже ситуация вспомнилась: в лагере одна девочка потеряла телефон. Трясли всех детдомовских, потому что, якобы, кроме нас никто эту мобилу взять не мог. На нас все смотрели как на воров. Идем по территории лагеря, все перешептываются: «Вот детский дом идет. Да полюбому они своровали». Так тяжело сразу становится на душе. Еле сдерживаешь себя, чтобы не ответить что-нибудь грубое. Детский дом – это не то место, куда ребенок попадает просто так по доброй воле от хорошей жизни. У каждого из нас сложилась непростая ситуация. У кого-то родители погибли, кому-то просто не повезло с родителями… Да по-разному. И стать детдомовцем может вообще каждый ребенок, никто от этого не застрахован. Пожили бы они, так же как и мы в детском доме. И что? Сразу стали бы ворами и преступниками от этого? Вряд ли. Кстати, телефон  вожатый нашел на стадионе. Та девочка его сама вытрясла, пока носилась».
- Видно, что у каждого из вас уже есть понятия о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо», вы умеете отличать добро от зла. Как вам кажется, вы были такими всегда, или ваш характер формировался постепенно?
Степан Н.: Я, наверное, из всех, кто здесь присутствует, больше всего переживаний доставил окружающим. Я в первый же день, как только сюда попал - сбежал из детского дома. Мне было 14 лет тогда. Приехал в детский дом, посмотрел по сторонам и чего-то испугался. Дождался удачного момента и помчался куда глаза глядят. Побежал сразу в сторону трассы. Поймал машину. С дальнобойщиками колесил по всей стране. Сначала доехал из Новосибирска до Омска, потом с Омска до Москвы, от Москвы до Питера. Там меня полиция поймала (ориентировки на меня, по-моему, уже по всей стране были) и поместили в приют в Балагое. Оттуда я тоже сбежал. Доехал опять на попутке до Ростова, потом до Чечни, из Чечни до Воронежа. В Воронеже меня тоже поймали. Новый год я встречал в местном центре временной изоляции несовершеннолетних. Провел там месяц. Потом меня перевели из Воронежа в Московский центр изоляции, а оттуда уже  доставили обратно в Барышево. В целом мое «турне» продолжалось три месяца. Мне почему-то тогда не страшно было. Хоть я и один, без денег, без одежды, без документов. Кто накормит, кто носки теплые даст, кто приютит. Напутешевствовался, короче, вдоволь. После этого случая больше не сбегал никогда. Вообще я раньше по жесткому беспределил. Меня приемные родители практически каждый день из полиции забирали. Один раз за воровство — булочку украл в магазине. А все остальные разы — за драки. Очень часто дрался с пацанами. Я раньше забивал на все вообще. Весь восьмой класс совсем не учился. Под конец четверной четверти только за ум взялся. Я считаю, что детский дом меня сильно изменил и сделал нормальным человеком. Сейчас я уже не хочу ни драк, ни разборок, никуда сбегать не хочу. Я здесь только, как говорится, сел на пятую точку ровно. У меня  появились цели в жизни. Я хочу выучиться на ветеринара. Животных с детства очень люблю.
Алексей К.: Детский дом и правда очень сильно меняет людей. Степин пример вообще очень показательный. Помню, каким раздолбаем он был, когда только приехал к нам, и каким стал сейчас. Это вообще небо и земля. Теперь он нормальный парень, с которым можно спокойно общаться.
Александр Ш.: Если бы я остался жить в той семье, где родился, то, наверное, сейчас бы не с вами здесь о жизни рассуждал, а чалился бы где-нибудь «за решеткой в темнице сырой». Я как-то приехал к своим бывшим друзьям. Они все наркоманы, алкоголики. Сидят, курят бульбулятор, все уже сидели (кто-то не по одному разу). Посмотрел на них со стороны... Жутковато стало. А я ведь пока в детский дом не попал - точно таким же был. Я до пяти лет был идеальным ребенком, а после пяти стал идеальным чертенком. Курил с пяти лет, рос среди таких людей, учился среди них. Там у меня вообще не было шансов стать нормальным человеком. А когда попал в детский дом — сразу бросил курить. Меня с первого же дня потянули в спорт, стал заниматься тейквандо. По-первости было туго. Потом, когда из меня вышел весь никотин, накопленный годами — стало легче. Но характер мне сразу не удалось изменить. Я только потом, со временем, стал меньше материться. Сейчас тоже иногда маты вылетают, но очень редко. Думаю, я смог выбраться из той атмосферы и изменить себя.
Алексей К.: Я не знаю, каким был бы, если бы не попал в детский дом. У меня вся семья пила. У них кроме выпивки не было никаких интересов в жизни. Там бы я точно ничему хорошему не научился. А здесь к выпуску мы все уже приспособлены к жизни: мы умеем готовить, умеем стирать, и поливаем, и полем, и подметаем. Мне кажется, что  домашние дети не настолько самостоятельны, как мы здесь. Я уже выбрал для себя профессию. Решил стать газоэлектросварщиком и каменщиком.
- Уже не за горами время, когда вы окончите учебные заведения и решите создать свои семьи. Наверняка, вы уже думали об этом. Расскажите, какой на ваш взгляд должна быть идеальная семья?
Алексей Т.: Я хочу, чтобы у меня была нормальная, обеспеченная семья, чтобы жена не пила, не курила. А дети — хочу, чтобы у меня два пацана было.
Степан Н.: Я считаю, что с женой должно быть взаимопонимание и доверие. А вообще, как сердце подскажет, так я и сделаю.
Александр Ш.: Вообще жену тяжело выбрать. Есть девушки, которые ведут себя, как мажорки, выпендриваются и думают, что всем пацанам нравится их поведение. Может быть, они просто не понимают, как это со стороны выглядит... Я считаю, что в семье, если мужу что-то в жене не нравится — он должен сделать ей замечание. И жена должна исправиться после этого. Ну и наоборот, жена так же должна говорить мужу о его недостатках. Тогда будет взаимопонимание.
Алексей К.: Я хочу жениться на деревенской девушке. Потому что она умеет и готовить, и стирать, и убирать. Вот взять, к примеру, городскую и деревенскую девушку. Закинуть их на необитаемый остров. Кто выживет? Конечно, деревенская. Да и к тому же деревенской девушке мало что нужно. А городской — начнется: купи мне платье, купи шубу, туфельки, помадку. Так вся зарплата и уйдет. Да мне и внешне даже работящая девушка в домашних трикошках нравится больше, чем городская, размалеванная.
Степан Н.: А вообще идеальная жена — это та, у которой есть мама, которая хорошо готовит.
- Образ идеальной жены мы составили. Но ведь для того чтобы жить с идеальной женой, которая захочет копать огород, растить вам детей и готовить еду, нужно быть идеальным мужем. Давайте теперь составим портрет  этого идеального мужа.
- Степан Н.: Идеальный муж — это тот, который дома появляется только для того, чтобы зарплату принести и снова уходит на работу. Вот тогда ссор в семье не будет.
- Александр Ш.: Мне кажется, что главное, чтобы муж жену любил, доверял ей, не изменял, всю зарплату ей отдавал (ну а себе немножко только оставлял на карманные расходы).
- Алексей К.: А еще идеальный муж должен быть большим и накаченным, чтобы суметь защитить свою семью, если понадобится. 

- Вы считаете себя счастливыми людьми?
Александр Ш.: Я - да.
Алексей К.: И я счастливый человек.
Алексей Т.: Я вроде тоже счастливый.
Степан Н.: А я пока семью не заведу — не стану счастливым. Какое может быть счастье, если ты просто так шатаешься один по свету. Жить надо для кого-то ведь. А только для себя — это как-то не серьезно. 
 Материал и фото: Ирины Гончаровой

Комментариев нет:

Отправить комментарий